Культура Смоленского края

Просвещение и наука.


Развитие мануфактурной промышленности и торговли способствовало расспространению населения. Купцам, владельцам промышленных предпреятий нужны были приказчики и мастеровые, которые бы владели навыками письма и счета, имели элементарные знания по географии, астрономии, геометрии, физике, умели управлять несложными механизмами


В XVII веке в Смоленске существовала школа для детей духовества. В 1716 году здесь, как и во многих других городах России, создается цифирная школа для детей дворян и купцов; одновременно была открыта школа для солдатских детей. В 1728 году в Смоленске была учреждена духовная семинария. Она находилась рядом с Авраамиевским монастырем, в одной из церкве которого размещалась «изрядная» бибдиотека, обслуживавшая учащихся семинарии.


Строительство Петербурга и быстрый рост его населения требовали доставки сюда большого количества продовольствия и различных материалов, который шли с разных концов России. Плохое состояние грунтовых дорог в то время поставило русское правительство перед необходимостью использования речных путей. В период между 1717 и 1719 годами в Смоленскую губернию из Петербурга были направлены два геодезиста, которым было поручено обследовать русло реки Гжати и провести работы по «перекапыванию крутых лук» с целью улучшения судоходства. О характере этих работ можно судить по рукописной карте, хранящейся в библиотеке академии наук СССР в Москве. На карте изображены проектировавшиеся шлюзы, с помощью котрых преусматривалось поднять уровень воды в реках Гжати, Воре и их притоках, а так же канал между Гжатью и Ворей, посредством которого предполагалось соединить реки бассейнов реки Волги и Дона. Этот проект в тех условиях не мог быть осуществлен. На Гжати все же была создана гжатская пристань, которая отправляла в Петербург хлеб и другие продукты и сельскохозяйственное сырье.

Архитектура.



XVII и первая половина XVIII века ознаменовалась строительством в Смоленске, Вязьме и других городах каменных зданий, в больших поместьях-дворцов и церквей. Некоторые из них сохранились до наших дней.


В 1677 году в Смоленске было начато строительство Успенсого собора, как памятника героичческой обороны города в 1609-1611 годах. Московский «каменных дел подмастерье » Алексей Корольков задумал его в плане москвских соборных храмов. Окончательно отстроили собор лишь в 1732-140 годах по проекту архитектора А.И.Шеделя.


Большую ценность представляют резной иконостас собораи резные орамления опорных столбов, выполненные народными умельцами.


В конце XVII века архитектор Гур Вахромеев построил по чертежу Петра 1 смоленскую Вознесенскую церковь (в ней сейчас размещается выставочный зал областного музея изобразительных и прикладных искусств).


Еще в 70-х годах XVII века по проекту И.Калинкина было начато строительство собора Троицкого монастыря- бесстолпного храма с трапезной и откидными крыльцами. Завершено было строительство в 40-х годах XVIII века. Тогда же в Смоленске была построена и Ниже-Никольская церковь.


Из выдающихся памятников архитектуры Вязьмы,относящихся к XVII – первой половине XVIII века, следует назвать Вознесенскую церковь Ивано-Предтченского монастыря, Ротвинскую башню крепости, Аркадьевскую, Введенскую. Спасскую и другие церкви.


Архитектурный талант и строительное мастерство русского народа проявлялись не только в культовых зданиях, но и в наименьшей степени в гражданском строительстве. Однако до нашего времени сохранились, как правило, только здания церквей. Они являются памятниками архитектуры прошлого.




Приветствую Вас Гость